классификация текстов в научной литературе


классификация текстов в научной литературе
На основе литературоведческого, лингвистического и психолингвистического подходов даются классификации, отличающиеся большим разнообразием:
1) литературоведческая типология текстов:
а) лирика представлена жанрами: лирическое стихотворение, лирическая поэма, элегия, басня, баллада, сонет и др.;
б) жанры эпоса: роман, новелла, рассказ, повесть, сказка, эпопея и др.;
в) жанры драмы: трагедия, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия, драма и др.;
2) лингвистическая типология текстов:
а) классификация текстов по стилистической принадлежности: художественные, научные, публицистические, деловые, разговорные, религиозные;
б) классификация по жанровой специфике: напр., в научной литературе: монография, статья, тезисы, доклад, реферат, обзор и т.п.;
в) А.И. Горшков выделяет: аналитико-обобщающие тексты (теоретическая статья, обзор, рецензия) и конкретизированные (очерк, зарисовка, памфлет и т.п.);
г) В.В. Одинцов классификацию текстов массовой коммуникации дополняет информационными и агитационными (убеждающими) текстами;
д) по соотношению с вербальностью или иконичностью сообщения выделяются креолизованные, некреолизованные, частично креолизованные тексты (Ю.А. Сорокин, Н.С. Валгина и др.);
е) Н.С. Валгина (2003) выделяет типы текстов по соотношению с формами речи и способами изложения: тексты констатирующего типа (описание, повествование, характеристика-описание, сообщение-повествование) и аргументирующего (определение, объяснение, доказательство, собственно рассуждение, умозаключение);
3) психолингвистическая типология текстов: по типам отношения людей к миру и другим людям В.П. Белянин предложил следующую классификацию:
а) светлый текст;
б) активный;
в) простой;
г) жестокий;
д) антисоциальный;
е) веселый;
ж) красивый;
з) усталый;
и) печальный;
к) усложненный и др
Разработан целый ряд классификаций, отражающих различные аспекты текста:
1) структурно-функциональная типология С.Г. Ильенко [1997: 17]:
а) демонстрационный тип текста;
б) информационный;
в) сентенционный;
2) типология В.Г. Адмони (1994), основанная на учете сфер общения и предназначенности текстов (их функций):
а) сакральные тексты (магические, мифологемные, религиозные);
б) утилитарные (научные, производственные, административно-правовые, публицистические, рекламные);
в) художественные тексты;
г) тексты в средствах звуковой массовой информации.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". . 2010.