- классификация текстов в научной литературе
- На основе литературоведческого, лингвистического и психолингвистического подходов даются классификации, отличающиеся большим разнообразием:1) литературоведческая типология текстов:а) лирика представлена жанрами: лирическое стихотворение, лирическая поэма, элегия, басня, баллада, сонет и др.;в) жанры драмы: трагедия, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия, драма и др.;2) лингвистическая типология текстов:а) классификация текстов по стилистической принадлежности: художественные, научные, публицистические, деловые, разговорные, религиозные;б) классификация по жанровой специфике: напр., в научной литературе: монография, статья, тезисы, доклад, реферат, обзор и т.п.;в) А.И. Горшков выделяет: аналитико-обобщающие тексты (теоретическая статья, обзор, рецензия) и конкретизированные (очерк, зарисовка, памфлет и т.п.);г) В.В. Одинцов классификацию текстов массовой коммуникации дополняет информационными и агитационными (убеждающими) текстами;д) по соотношению с вербальностью или иконичностью сообщения выделяются креолизованные, некреолизованные, частично креолизованные тексты (Ю.А. Сорокин, Н.С. Валгина и др.);е) Н.С. Валгина (2003) выделяет типы текстов по соотношению с формами речи и способами изложения: тексты констатирующего типа (описание, повествование, характеристика-описание, сообщение-повествование) и аргументирующего (определение, объяснение, доказательство, собственно рассуждение, умозаключение);3) психолингвистическая типология текстов: по типам отношения людей к миру и другим людям В.П. Белянин предложил следующую классификацию:а) светлый текст;б) активный;в) простой;г) жестокий;д) антисоциальный;е) веселый;ж) красивый;з) усталый;и) печальный;к) усложненный и дрРазработан целый ряд классификаций, отражающих различные аспекты текста:1) структурно-функциональная типология С.Г. Ильенко [1997: 17]:а) демонстрационный тип текста;б) информационный;в) сентенционный;2) типология В.Г. Адмони (1994), основанная на учете сфер общения и предназначенности текстов (их функций):а) сакральные тексты (магические, мифологемные, религиозные);б) утилитарные (научные, производственные, административно-правовые, публицистические, рекламные);в) художественные тексты;г) тексты в средствах звуковой массовой информации.
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.